Крах китайских автосалонов в России: 210 закрытий за квартал
Российский авторынок переживает очередной виток перемен. За первый квартал 2025 года, по данным исследования «Газпромбанк автолизинг», закрылось более 210 китайских автосалонов. Это в три раза больше, чем за аналогичный период 2024 года, и даже больше, чем за весь 2023 год (187 локаций). Данные, с которыми ознакомился ТАСС, свидетельствуют о серьезном кризисе, затронувшем китайские автомобильные бренды на российском рынке.
Что стоит за рекордным числом закрытий китайских автосалонов?
Согласно докладу «Газпромбанк автолизинг», главной причиной стало резкое падение инвестиций в китайские автосалоны. В отличие от предыдущих лет, первый квартал 2025 года ознаменовался массовым оттоком инвесторов, что привело к беспрецедентному числу закрытий — 213 шоурумов. Это более чем в три раза превышает показатель первого квартала 2024 года (67 закрытий).
Потеря инвесторов, в свою очередь, стала следствием целого ряда факторов. Среди них — высокая конкуренция на рынке, недостаточная прибыльность бизнеса для многих дилеров и жесткая политика дистрибьюторов. Многие дилеры просто не смогли получить планируемую прибыль и были вынуждены расторгнуть контракты.
Кто больше всего пострадал?
Больше всего пострадал бренд Bestune, потерявший 26 салонов. На втором месте – Kaiyi (20 закрытий), на третьем – DFM (16 закрытий). Примечательно, что в топ-10 брендов по числу закрытий впервые вошли такие крупные игроки, как Geely, Jaecoo, Jetour и LiAuto. Это говорит о том, что кризис затронул не только небольшие, но и достаточно крупные бренды.
Кстати, после таких новостей у читателей часто возникают вопросы. Давай разберём самые интересные! Многие интересуются: а что будет дальше? Эксперты прогнозируют, что такими темпами по итогам 2025 года будет поставлен абсолютный рекорд по количеству закрытий китайских шоурумов, а общий объем локаций авторетейла снова упадет значительно ниже 4000.
Как рынок меняет правила игры?
Ситуация осложняется жесткой конкурентной борьбой. В предыдущие годы наблюдался бурный рост числа китайских автосалонов в России. Однако быстрый рост не всегда сопровождается устойчивым развитием. Избыток салонов привел к перенасыщению рынка, что в итоге негативно отразилось на прибыльности бизнеса.
Высокая конкуренция вынудила многих дистрибьюторов ужесточить свою политику, что ещё больше усугубило положение дилеров. В результате многие из них оказались не в состоянии выдержать давление и были вынуждены закрыть свои салоны.
А что с лидерами рынка?
Несмотря на общий негативный тренд, некоторые бренды сохраняют свои позиции. Так, Chery остается лидером среди иномарок по количеству салонов (206), следом идут Geely (199) и Changan (200).
Однако даже эти лидеры не застрахованы от трудностей. По данным «Коммерсанта», со ссылкой на «Газпромавтолизинг» и «АвтоБизнесРевю», количество закрытых салонов китайских автопроизводителей в России выросло в 2024 году в 2,4 раза – 449 автосалонов. Это серьёзный показатель, который свидетельствует о значительных проблемах на рынке.
Перспективы китайского автопрома в России
Что ожидает китайский автопром в России в будущем? Прогнозы неоднозначны. С одной стороны, есть потенциал для роста, учитывая привлекательность китайских автомобилей по соотношению цены и качества. С другой стороны, необходимо решать проблемы с конкуренцией, прибыльностью и дистрибуцией.
Успех на российском рынке будет зависеть от способности китайских производителей адаптироваться к местным условиям, учитывать особенности потребительского спроса и выстраивать эффективную дилерскую сеть. Потребуется более гибкая ценовая политика и инвестиции в маркетинг и сервис.
Какие выводы можно сделать?
- Рынок китайских автомобилей в России перенасыщен.
- Конкуренция чрезвычайно высока.
- Многие дилеры не смогли обеспечить себе достаточную прибыль.
- Жесткая политика дистрибьюторов усугубила ситуацию.
- Некоторые бренды, несмотря на общий спад, остаются конкурентоспособными.
Будущее китайских автомобилей в России зависит от способности производителей адаптироваться к новым условиям и решать существующие проблемы. Это требует серьезных изменений в стратегии и инвестиций в развитие.