Крах китайских автосалонов в России: 210 закрытий за квартал

Российский авторынок переживает очередной виток перемен. За первый квартал 2025 года, по данным исследования «Газпромбанк автолизинг», закрылось более 210 китайских автосалонов. Это в три раза больше, чем за аналогичный период 2024 года, и даже больше, чем за весь 2023 год (187 локаций). Данные, с которыми ознакомился ТАСС, свидетельствуют о серьезном кризисе, затронувшем китайские автомобильные бренды на российском рынке.

Что стоит за рекордным числом закрытий китайских автосалонов?

Согласно докладу «Газпромбанк автолизинг», главной причиной стало резкое падение инвестиций в китайские автосалоны. В отличие от предыдущих лет, первый квартал 2025 года ознаменовался массовым оттоком инвесторов, что привело к беспрецедентному числу закрытий — 213 шоурумов. Это более чем в три раза превышает показатель первого квартала 2024 года (67 закрытий).

Потеря инвесторов, в свою очередь, стала следствием целого ряда факторов. Среди них — высокая конкуренция на рынке, недостаточная прибыльность бизнеса для многих дилеров и жесткая политика дистрибьюторов. Многие дилеры просто не смогли получить планируемую прибыль и были вынуждены расторгнуть контракты.

Кто больше всего пострадал?

Больше всего пострадал бренд Bestune, потерявший 26 салонов. На втором месте – Kaiyi (20 закрытий), на третьем – DFM (16 закрытий). Примечательно, что в топ-10 брендов по числу закрытий впервые вошли такие крупные игроки, как Geely, Jaecoo, Jetour и LiAuto. Это говорит о том, что кризис затронул не только небольшие, но и достаточно крупные бренды.

Кстати, после таких новостей у читателей часто возникают вопросы. Давай разберём самые интересные! Многие интересуются: а что будет дальше? Эксперты прогнозируют, что такими темпами по итогам 2025 года будет поставлен абсолютный рекорд по количеству закрытий китайских шоурумов, а общий объем локаций авторетейла снова упадет значительно ниже 4000.

Как рынок меняет правила игры?

Ситуация осложняется жесткой конкурентной борьбой. В предыдущие годы наблюдался бурный рост числа китайских автосалонов в России. Однако быстрый рост не всегда сопровождается устойчивым развитием. Избыток салонов привел к перенасыщению рынка, что в итоге негативно отразилось на прибыльности бизнеса.

Высокая конкуренция вынудила многих дистрибьюторов ужесточить свою политику, что ещё больше усугубило положение дилеров. В результате многие из них оказались не в состоянии выдержать давление и были вынуждены закрыть свои салоны.

А что с лидерами рынка?

Несмотря на общий негативный тренд, некоторые бренды сохраняют свои позиции. Так, Chery остается лидером среди иномарок по количеству салонов (206), следом идут Geely (199) и Changan (200).

Однако даже эти лидеры не застрахованы от трудностей. По данным «Коммерсанта», со ссылкой на «Газпромавтолизинг» и «АвтоБизнесРевю», количество закрытых салонов китайских автопроизводителей в России выросло в 2024 году в 2,4 раза – 449 автосалонов. Это серьёзный показатель, который свидетельствует о значительных проблемах на рынке.

Перспективы китайского автопрома в России

Что ожидает китайский автопром в России в будущем? Прогнозы неоднозначны. С одной стороны, есть потенциал для роста, учитывая привлекательность китайских автомобилей по соотношению цены и качества. С другой стороны, необходимо решать проблемы с конкуренцией, прибыльностью и дистрибуцией.

Успех на российском рынке будет зависеть от способности китайских производителей адаптироваться к местным условиям, учитывать особенности потребительского спроса и выстраивать эффективную дилерскую сеть. Потребуется более гибкая ценовая политика и инвестиции в маркетинг и сервис.

Какие выводы можно сделать?

  1. Рынок китайских автомобилей в России перенасыщен.
  2. Конкуренция чрезвычайно высока.
  3. Многие дилеры не смогли обеспечить себе достаточную прибыль.
  4. Жесткая политика дистрибьюторов усугубила ситуацию.
  5. Некоторые бренды, несмотря на общий спад, остаются конкурентоспособными.

Будущее китайских автомобилей в России зависит от способности производителей адаптироваться к новым условиям и решать существующие проблемы. Это требует серьезных изменений в стратегии и инвестиций в развитие.