Андрей Кончаловский, режиссер, сценарист, общественный деятель, президент киноакадемии «Ника» (о фильме «Рай»):
Я не снимал картину о физических страданиях, в ней нет отрезанных голов и груд мертвых тел. Моя картина о самом главном — о человеческих отношениях. Меня интересует тема духовного насилия, насилия над душой. Это передать сложнее. Может быть в последний раз этим полноценно занимался Достоевский. А духовное насилие я считаю даже более страшным, чем физическое… Меня интересовала та серая зона, в которой нет резкой границы между Добром и Злом. То, как эти два понятия переплетаются и даже меняются местами. Любая личность — это поле битвы между Богом и Дьяволом.
Эксперты российского оскаровского комитета высказались за выдвижение фильма Андрея Кончаловского «Рай» на соискание премии «Оскар» в 2107 году. За эту картину 79-летний режиссер в сентябре на Венецианском кинофестивале был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссуру.
Черно-белый фильм «Рай» Андрея Кончаловского рассказывает о людях, жизни которых пересеклись во время Второй мировой войны: русской эмигрантки Ольги, участницы движения французского Сопротивления, француза-коллаборациониста Жюля и высокопоставленного офицера СС Хельмута. Действие фильма разворачивается преимущественно в немецком концлагере. Главные роли в картине исполнили Юлия Высоцкая, немецкий актер Кристиан Клаус и француз Филипп Дюкен.
По словам режиссера, в основу сюжета легла давно прочитанная им книга о русской аристократке в эмиграции, которая в годы войны укрывала в своей парижской квартире еврейских детей.
Российский режиссер и сценарист Андрей Сергеевич Кончаловский получил Гран-При Каннского кинофестиваля за фильм «Сибириада» в 1979 году; награды Венецианского кинофестиваля: специальный приз жюри за фильм «Дом дураков» в 2002 году, «Серебряный лев» за лучшую режиссуру — в 2014 году за фильм «Белые ночи почтальона Тряпицын»» и в 2016 году за фильм «Рай»; а также является обладателем американской телевизионной премии «Эмми» за сериал «Одиссея» (1997 год).

